По сути, римская штора — это прямоугольный отрез ткани, обработанный по краям, система колечек, подъемных шнуров, и горизонтально расположенных реек, поднимающийся в складки по вертикали, благодаря которым штора собирается в складки в верхней части окна в открытом состоянии.Это самый экономичный в отношении расхода ткани вид декора окна. Римская штора уместна в любом интерьере и на окне любой архитектурной формы. Штора применима там, где недостаточно места для гардин по бокам окна.
ПРОСТАЯ РИМСКАЯ ШТОРА
Римские шторы (или как их еще называют, романские шторы) традиционно представляют собой ровные полотнища ткани, которые при помощи цепочного механизма могут собираться в широкие плоские горизонтальные складки, равномерно накладывающиеся друг на друга. Аккуратно помещаясь внутри оконной рамы или над ней, римские шторы сохраняют четкую геометрию линий благодаря использованию специальных планок (фибергласовае стержни).
Функциональность этих штор обеспечивают ряды нашитых с изнаночной стороны колец с пропущенным сквозь них шнуром и карниз с подъемным механизмом-кордовым или цепочным, а так же с электромотором. По фронту карниза шторы закрепляются на Velcro — ленту; в зависимости от типа выбранной ткани могут быть сшиты на подкладе или без него. Состоят такие шторы из карниза или профиля, на котором находятся вал и подъемные блоки. Управляются с помощью подъемной системы, которая включает в себя шнур управления и специальный карниз. Потянув за шнур управления, можно быстро изменить положение штор на окне. Механизмы отличаются своей простотой и удобством сборки, надежностью и возможностью их применения как для легких, так и для тяжелых тканей.
Римские шторы по своей конструкции очень функциональны, их можно установить в проем окна, на стену и даже на потолок. Они также удачно располагаются в местах, где использование портьер затруднено, — таких как застекленная лоджия или кухонное окно, либо когда требуется сэкономить место в помещении. И если есть задача визуально увеличить пространство, сделать его светлее, а потолок — выше, то римские шторы — наилучший выбор. Эти шторы по-прежнему популярны в различных направлениях постмодернистского дизайна и удачно сочетается с портьерами, подобранными в едином стилевом ключе.
Простую римскую штору можно модифицировать, заложив в ее проект мягкие горизонтальные складки. Тем самым мы придаем римской шторе объемность и необычный эффект. Она требует немного больше ткани, чем простая. Для нее лучше использовать гладкокрашеную или с равномерным раппортом ткань, поскольку плоскость визуально делится на горизонтальные полосы.
Как и простая римская, штора с напуском может крепиться внутри или снаружи оконного проема. Для нее требуется утяжелительная планка, которая, будучи вставленной в нижнюю кулиску, придает складкам строгую горизонтальную линию.
Принцип шторы с напуском остается все тот же: колечки, пришитые к плоскости ткани, сквозь которые продеваются шнуры; благодаря этой системе штора поднимается кверху.
Рисунок ткани для римской шторы должен быть сориентирован на ее чистую удлиненную форму. Предпочтительны простые гладкокрашеные материалы, или с геометрическим рисунком, полоской или клеткой, а также некрупным узором, который не потеряется в сложенном виде.
Ткань в сложенном состоянии не должна провисать или перекашиваться, поэтому она должна быть достаточно жесткой. Грубый хлопок, тяжелая шерсть, муслин, органза, тафта: для римской шторы не важна «ломкость», «колистость», непластичность ткани.
Она может быть украшена бандо, бордюрами или вставками из других примененных в интерьере тканей.
АВСТРИЙСКАЯ ШТОРА
Австрийская штора отличается от римской менее строгим внешним видом. Отсутствие горизонтальный реек придает нижнему краю этой шторы округлые формы — буфы. Количество подъемных шнуров определяет количество буфов на нижнем краю шторы.
Австрийские шторы (изначально называемые фестонными) были впервые применены для декора окна в XVIII веке. Ткань, собранная к низу в пышные фестоны, поднимается при помощи целой системы шнуров, которые проходят через специальные ряды петель или колец, нашитых с изнанки шторы. Верхний край этих штор обычно имеет сборку на монтажной тесьме или вручную заложенную встречную (инвертированную) складку. Принцип австрийской шторы может также использоваться в ламбрекене.
Элегантные австрийские шторы с боковыми занавесками или без них прекрасно вписываются в разные интерьеры, от простого дачного домика до парадного городского особняка. Их мягкие складки не менее роскошны, чем пышные занавески, но занимают гораздо меньше места и идеально подходят для окон с ограниченным окружающим пространством.
Особенно эффектно смотрятся австрийские шторы, изготовленные из тканей с блестящими поверхностями: шелк, батист, тафта, полиэстер, но часто их делают из легких прозрачных вуалей, что придает интерьеру неповторимую воздушность. Чаще всего австрийские шторы можно увидеть в гостиной, зале или спальне. Но в последнее время наблюдается тенденция украшать ими ещё и кухни и даже ванные комнаты.
ФРАНЦУЗСКАЯ ШТОРА
Шторы, ткань которых собирают в волнообразные складки, называют французскими. Для больших окон применяют шторы с широкими секциями складок, а на высоких или не широких — узкие.
Французскую шторы еще называют «Маркизой». Легкая небрежность этих штор, беспорядочный танец волнообразных складок придают этой шторе живописный, естественный вид, излучающий тепло и уют.
Французские шторы представляют собой очень изящное украшение окна, их изысканная простота невольно притягивает внимание. Эти шторы бывают рабочими (управляемыми) и декоративными. Отдельные секции, образованные из ровных полукруглых складок ткани, идеально подходят к гостиной и спальне, там где стоит классическая и антикварная мебель. Традиционно французские шторы используются для придания помещению большей торжественности, парадности- как в общественных, так и в частных интерьерах.
Французские шторы часто сочетаются с классическими портьерами, с кистями и ламбрекенами. Они прекрасны для оформления арочных окон, поднимаются как вручную, так и от электродвигателя. Французские шторы изготавливаются из батиста, шелка с гладкой текстурой или вытканного камчатным узором, других материалов пастельных цветов. Главное требование к ткани — эластичность, чтобы драпировка ложилась мягкими, плавными складками, ведь в таких шторах большое количество сборок и рюшей.
Различие между австрийскими и французскими шторами состоит в том, что французские шторы всегда сохраняют складки по всей длине (как в поднятом, так и в опущенном положении), а австрийские шторы представляют из себя прямое полотно, где мягкие складки сохраняются постоянно только на нижнем крае шторы.
ЛОНДОНСКАЯ ШТОРА
Среди занавесок подъемного типа особое место занимают лондонские шторы. Конструкции сочетают оригинальность форм и английскую сдержанность, не занимают много места, не требуют для пошива большого количества ткани. Очень гармонично вписываются не только в классические интерьеры, но и во многие современные стили.
Оригинальное название изделия получили совсем не за то, что ими украшал свои жилища весь Лондон. Просто для создания оригинальных конструкций преимущественно использовались ткани английского производства. Да и строгость конструкций наложила свой неизгладимый отпечаток. Оригинальная форма английской занавески образуется в результате формирования глубоких бантовых складок. Крепится конструкция на специфический карниз, обладающий подъемным механизмом. В процессе запуска механизма образуются пышные, но ломаные складки. Расстояние между фиксаторами должно составлять не менее 30-40 см, иначе образ не будет выглядеть привлекательно.
В расправленном виде занавески образуют сплошное тканевое полотно, которое обеспечивает хорошую защиту от солнечного света и сквозняка. При сборке лондонские шторы заслоняют значительную часть окна, это нужно учесть, если проем неширокий: даже малейшая дополнительная блокировка естественного освещения погрузит комнату в полумрак. Не последнюю роль в пошиве штор играет материал, это особенно важно, если конструкции создаются своими руками. Однотонная ткань не приветствуется, лучше подобрать геометрический узор или интересный орнамент, который будет по-разному смотреться в расправленном и собранном виде. Чаще всего используются клетку, полосы, цветочные и растительные мотивы.